Найти:
  

на сайте
на Яндексе

  

  главная / работа кафедры / работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже «одаренные». Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас (качества со знаком «+»), но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со знаком «-»). Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Так нельзя ли изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе?

Это мы и стараемся делать на кафедре иностранных языков. Работа с одаренными – одна из наших приоритетных областей. И касается эта работа, прежде всего, конечно, лексико-грамматического аспекта языка – в плане подготовки к олимпиадам. Усилия наших учеников и учителей не остаются напрасными – каждый год у нас есть победители районных, зональных, а иногда и областных олимпиад. Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже я вляется очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Работа с одаренными детьми не ограничивается только подготовкой и участием в олимпиадах. Преподаватели кафедры ведут большую работу в рамках Научного общества учащихся, которое действует на кафедре уже в течение 11 лет. Стало доброй традицией на кафедре привлекать к работе в НОУ талантливых детей, проявляющих интерес к лингвистике, культуроведению, литературе стран изучаемого языка. Следует отметить интеграцию английского языка с другими областями знаний: педагогикой, литературоведением, психологией, фольклористикой. В прошедшем учебном году на базе гимназии № 9 состоялись Третьи городские гимназические чтения НОУ. За участие в чтениях все учащиеся гимназии № 9, принявшие в них участие, были удостоены дипломов и грамот.

Есть у нас в школе немало детей, одаренных в другом плане – так называемые «правополушарные» дети – дети, талантливые, способные играть на сцене, читать стихи, петь песни. Не всегда эти дети имеют высокие способности к языку, но, как правило, имеют хорошее произношение и слух. Поэтому мы широко привлекаем их к внеклассной работе: дети участвуют в конкурсах на произношение, фестивалях скетчей, песенных фестивалях, праздниках на иностранных языках.

Ну а если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей спец.заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.

Кроме того, учителя все чаще применяют новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования – т.е. в нашем случае – помогают работе с одаренными детьми. В последнее время речь все чаще идет о разноуровневой технологии, когда одаренные дети собираются на уроке иностранного языка в одну группу и занимаются по особой программе.

Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.

Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.


главная| о нас | контакты | карта сайта | полезные ресурсы | методическая копилка
Сайт конкурса Сайт конкурса Сайт конкурса Электронный Волгоград 2008 Яндекс цитирования
www.kafedraino.narod.ru ©2003-2010 Филиппова Н.Е.
Hosted by uCoz