главная / работа кафедры / работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению
в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен
находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом
классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и
даже «одаренные». Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного
ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая
речь, большой словарный запас (качества со знаком «+»), но также характерными для
него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству,
повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а
также нетерпимость, даже снобизм (качества со знаком «-»). Способные, а тем более
одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом,
коммуникативными умениями. Им не достает темпа продвижения, сложности и
оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Так
нельзя ли изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо всем:
и самому ученику, и учителю, и школе?
Это мы и стараемся делать на кафедре иностранных языков. Работа с одаренными –
одна из наших приоритетных областей. И касается эта работа, прежде всего, конечно,
лексико-грамматического аспекта языка – в плане подготовки к олимпиадам. Усилия
наших учеников и учителей не остаются напрасными – каждый год у нас есть победители
районных, зональных, а иногда и областных олимпиад. Подготовка к олимпиаде проходит
по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал,
составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на
устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи,
например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное
мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными
способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление,
задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже я
вляется очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и
обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием.
Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми –
это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.
Работа с одаренными детьми не ограничивается только подготовкой и участием в
олимпиадах. Преподаватели кафедры ведут большую работу в рамках Научного общества
учащихся, которое действует на кафедре уже в течение 11 лет. Стало доброй традицией
на кафедре привлекать к работе в НОУ талантливых детей, проявляющих интерес к
лингвистике, культуроведению, литературе стран изучаемого языка. Следует отметить
интеграцию английского языка с другими областями знаний: педагогикой, литературоведением,
психологией, фольклористикой. В прошедшем учебном году на базе гимназии № 9
состоялись Третьи городские гимназические чтения НОУ. За участие в чтениях все
учащиеся гимназии № 9, принявшие в них участие, были удостоены дипломов и грамот.
Есть у нас в школе немало детей, одаренных в другом плане – так называемые
«правополушарные» дети – дети, талантливые, способные играть на сцене, читать стихи,
петь песни. Не всегда эти дети имеют высокие способности к языку, но, как правило,
имеют хорошее произношение и слух. Поэтому мы широко привлекаем их к внеклассной
работе: дети участвуют в конкурсах на произношение, фестивалях скетчей, песенных
фестивалях, праздниках на иностранных языках.
Ну а если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей спец.заданиями
– заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять
как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с
нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья
начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше
в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается
творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному
ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для
всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так
думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки
героев, сделать выводы и т.п.
Кроме того, учителя все чаще применяют новые технологии, которые отвечают критериям
личностно-ориентированного образования – т.е. в нашем случае – помогают работе с
одаренными детьми.
В последнее время речь все чаще идет о разноуровневой технологии, когда одаренные
дети собираются на уроке иностранного языка в одну группу и занимаются по особой
программе.
Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству – работе в команде или группе.
Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по
3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого
ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не
только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы.
Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую
очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет
роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное,
грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой
стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его,
систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества:
готовность помочь, ответственность, толерантность.
Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже
приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной
учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него
появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя
возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной
деятельности для совершенствования своих умений.