главная / работа кафедры / участие в международных программах и пректах / Partners in Education
"Партнерство в образовании"
B
1999 году Американские Советы по международному образованию объявили конкурс для
учителей английского языка, истории и обществознания, который назывался "Partners
in Education" - Партнерство в образовании. Учитель английского языка, преподаватель
кафедры ИЯ Филиппова Н.Е., пройдя конкурсный отбор стала финалисткой конкурса.
В октябре-ноябре 1999 года она прошла шестинедельную стажировку в США. В составе
группы было 9 человек. Все они были из Волгограда и Волгоградской области.
Сначала группа отправилась в Вашингтон, где в течение недели проходили семинары,
встречи с профессорами в области граждановедения, дискуссии и обмен опытом.
Кроме того, наши учителя знакомились с достопримечательностями Вашингтона,
посещали знаменитые музеи и картинные галереи, а однажды даже присутствовали
на заседании Конгресса США.
Вторая часть программы проходила г. Альбукерке штата Нью-Мексико.
В ходе стажировки Волгоградские учителя познакомились с работой американских школ разного
типа: государственных и частных, а также школ специализированных. Наши учителя
побывали на занятиях в начальной школе, в среднем звене и в старшей школе.
Удивило огромное количество программ, которые преподаются в американских школах
помимо традиционных дисциплин. Это программы по гражданскому образованию "Служение
людям", "Разрешение конфликтов", "Суд идет", а также программы специального
обучения - обучение детей-инвалидов и обучение
одаренных детей.
Одно из направлений программы по работе с
одаренными детьми - программа "Решение проблем будущего", которой занимается
учитель из Sandia High School Моника Коаш - партнер Филипповой Н.Е. Эта программа
пользуется большой популярностью среди учащихся. На занятиях студенты учатся
предвидеть те проблемы и ситуации, которые могут произойти через несколько лет.
Собирая и анализируя огромное количество информации, студенты учатся предвидеть
проблемы и решать их.
Партнерство в образовании не закончилось
по возвращении группы российских учителей в Волгоград. В апреле 2000 года учителя
из США Моника Коаш и Роберт Бристол посетили Волгоград, где продолжилось
сотрудничество. Американские коллеги посетили несколько волгоградских школ,
побывали на уроках российских коллег, на внеклассных мероприятиях. Моника и Роберт
отметили высокую языковую подготовку наших учащихся, глубокие знания по
страноведению США и яркие творческие способности.
В итоге визита была достигнута договоренность между Моникой Коаш и Филипповой Н.Е.
о совместной работе над программой "Решение проблем будущего". Моника Коаш прислала
много материалов, что дало возможность начать работу с группами учащихся 7-х и 10-х
классов гимназии № 9. Ученики Филипповой Н.Е. проявляют большую заинтересованность
и оригинальность мышления. Не раз Наталья Евгеньевна выступала на городских
семинарах вместе со своими учениками по данной программе.
Суть программы "Решение проблем будущего" состоит в следующем: Сегодняшним
школьникам предстоит прожить свою "взрослую" жизнь в мире, который
сильно отличается от мира сегодняшнего. Изменения в мире - политические, экономические, социальные,
культурные - неизбежны. Эти изменения будут происходить очень быстро. Наши учащиеся
смогут успешно адаптироваться к будущему, если будут вооружены методами адаптации,
умениями и навыками, которые и развиваются программой "Решение проблем будущего".
Данная программа призвана научить детей как думать
творчески о будущем. Это программа, в которой учащиеся используют специальную
технологию, чтобы решить проблемы, с которыми можно будет столкнуться в будущем.
Детям на рассмотрение предлагается довольно объемная ситуация, описывающая события,
происходящие в будущем. В ней "зашифрованы" всевозможные проблемы. Задача учеников
- найти оптимальное решение самой главной, на их взгляд, проблемы.
Работа проходит в несколько этапов: мозговой штурм для выявления всех возможных
проблем в ситуации; выбор из множества проблем одной, наиболее важной или интересной;
выработка путем "мозгового штурма" путей решения этой проблемы; разработка критериев
для оценки предложенных способов решения проблемы; оценивание способов решения проблемы по
критериям; разработка плана действия.
Вся работа по решению проблемы ведется в команде, где каждый выполняет особую роль -
лидера, генератора идей, критика, хранителя времени и пр. Программа "Решение
проблем будущего" дает учащимся уникальную возможность улучшить свое знание
повседневной жизни, расширить представления о реальном мире, развивает умение
ответственно работать в команде, развивает навыки и умения, приобретенные в классе,
моделирует эффективные процессы, которые могут использоваться в течение всей
жизни.
Работая по программе "Решение проблем будущего" школьники должны владеть
определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативньими умениями: работать
с информацией, анализировать информацию, делать обобщения, выводы; умение
генерировать идеи, умение находить не одно, а несколько вариантов решения проблемы,
умение прогнозировать последствия решения; умение вести дискуссию, слушать и слышать
собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, умение
лаконично излагать свои мысли.